✅ Игровая деятельность ребенка с ОВЗ и роль взрослых в её организации 444 просмотра

20.09.2023 | Новомосковск | Общество | Семья, дети | Это интересно | nmosk.ru

Игра – один из самых доступных детям видов деятельности, который может эффективно использоваться взрослыми в целях воспитания и обучения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.

Игра для детей с ограниченными возможностями здоровья имеет большее значение, чем для их «здоровых» ровесников. В игре они обучаются, получают новые знания, практические умения и навыки, расширяют свой кругозор.

Задача взрослых (родителей, педагогов) помочь организовать игру ребёнка.

Можно предложить сюжетно-ролевую игру («Больница», «Магазин», «Маленькая хозяйка» и др.), взяв на себя роль в игре, взрослый может управлять игрой, направляя действия ребенка в нужном направлении. Для начала это должны быть несложные, короткие игровые моменты (покормить куклу, накрыть стол и т.д.). Взрослый должен постоянно комментировать все действия, показывать их наглядно, но, не сильно загружая разнообразием действий единовременно. Сюжетно-ролевые игры – это наиболее важный инструмент, помогающий ребенку адаптироваться в окружающем обществе, научиться вести себя в различных местах и ситуациях.

На прогулке можно заинтересовать ребёнка подвижными играми, использование которых создает условия для того, чтобы ребенок научился владеть своим телом. Подвижная игра – источник радости, одно из лучших средств общения взрослого с ребенком. Например, игра «Поймай мяч» развивает у ребёнка память, внимание, овладение навыками в ловле и бросках мяча. Для развития глазомера и точности движения можно поиграть в игры «Сбей кеглю», «Набрось кольцо».

Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом, познают свои физические возможности.

Также нельзя недооценивать позитивное влияние музыкальных игр, которые способствуют не только эстетическому воспитанию и развитию творческих способностей детей с ОВЗ, но и помогают формированию речевых и дыхательных, а также двигательных навыков, слухового восприятия и внимания. Для детей с особенностями развития подойдут такие несложные игры, как «Угадай, на чём играю?», «Весёлый барабан», «Угадай песню из мультфильма» и др.

Детям с ограниченными возможностями здоровья очень полезны игры с водой, песком и другими природными материалами, так как такие действия не только привлекают многих из них, но и развивают тактильные ощущения, способствуют снятию напряжения. Особое значение имеют дидактические и развивающие игры, направленные на коррекцию и развитие основных высших психических функций ребенка (речи, мыслительной деятельности, восприятия, внимания, памяти, воображения). Каждая игра обязательно должна содержать обучающую, дидактическую задачу. Играя, дети решают эту дидактическую задачу, выполняя определённые игровые действия. Например, дидактическая игра «Подбери окошки к домику». Дети подбирают по цвету и форме геометрические фигуры, развивая в игре мелкую моторику рук, логику, знания цвета и форм.

К развивающим играм с ребенком с ОВЗ не стоит относиться как к коррекционной деятельности, исправлению каких-либо недостатков. Игра – интересное и приятное занятие, отвечающее основным потребностям ребенка. Она дарит малышу первые победы, которые запомнятся на всю жизнь.

В работе педагогов особая роль выделяется театрализованным играм. Театр для ребенка - сказка, праздник и положительные эмоции. Взрослый должен понимать специфику такого времяпрепровождения особенно для детей с особенностями в развитии и активно вовлекать в него ребенка. Театрализованная игра - это мощнейшее средство развития у детей эмпатии (способности различать эмоции других людей по интонации, мимике, жестам). Театрализованные игры позволяют формировать у детей эстетическое воспитание, творческий потенциал и любовь к искусству.

Эмоциональные проявления, которые возникают в конкретной игровой ситуации, способны укрепляться и обобщаться. Очень важно, чтобы во время игры у ребенка возникали положительные эмоции (восторг, интерес, удивление). Нужно почаще хвалить, когда он делает успехи. Отрицательные же эмоции могут отбить желание играть в дальнейшем. Отрицательные эмоции возникают чаще тогда, когда дети не могут организовать игру. Вот тут как раз и должна последовать помощь взрослого.

При положительных эмоциях об игровых ситуациях, дети будут все чаще возвращаться к ним, тем самым закрепляя новые знания, умения, навыки.

Воспитательные возможности игры связаны напрямую с ее содержанием, тематикой и организацией. Каждое игровое занятие должно иметь четкую структуру, а игра – цель и задачи. Для детей с ограниченными возможностями целесообразнее проводить групповые игровые занятия для развития навыков общения, ответственности, взаимопомощи, совместной деятельности. Игровые задания должны быть посильны, понятны, но, в то же время, содержать трудности.

В занятиях с детьми с ограниченными возможностями здоровья важна регулярность — это одно из главных условий успешного развития. Но даже при правильной организации времени следует помнить, что игра - тот вид деятельности, к которому не нужно принуждать. Она призвана приносить ребёнку радость и желание достичь успеха.

Играйте с ребенком — развивайте его!

воспитатель полустационарного отделения реабилитации
детей с ограниченными возможностями здоровья (г.Новомосковск)

Фото и информация взяты с сайта https://www.nmosk.ru/news/short-line/62398/