Особенности дисциплинарной ответственности государственных служащих за коррупционные правонарушения 177 просмотров

09.04.2021 | Новомосковск | Общество | Экономика | Тульская транспортная прокуратура

Для России, как и для большинства других государств, весьма острой является проблема коррупции в системе государственной службы. Искоренению причин и условий, порождающих коррупцию, являющуюся препятствием устойчивому развитию государства и реализации стратегических национальных приоритетов, уделяется особое внимание со стороны высшего руководства страны. В каждом послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ обращается внимание на проблемы коррупции, при этом отмечается, что «борьба с коррупцией не должна быть шоу, она требует профессионализма, серьезности и ответственности». Одним из основных средств противодействия коррупции в системе государственной службы является институт юридической ответственности. Федеральным

Как прокомментировала данное положение помощник Тульского транспортного прокурора Ирина Илюхина, Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ (в ред. от 28.12.2017) «О противодействии коррупции» (далее - Закон № 273-ФЗ) выделяется четыре вида ответственности граждан за совершение коррупционных правонарушений - это уголовная, административная, гражданско-правовая и дисциплинарная. Дисциплинарная ответственность - это именно тот вид юридической ответственности, меры которой чаще всего на практике применяются к государственным служащим. Дисциплинарная ответственность представляет собой один из видов юридической ответственности и заключается в ответственности физического лица, связанной с выполнением им трудовых, служебных, должностных обязанностей. Дисциплинарная ответственность государственных гражданских служащих урегулирована Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ (в ред. от 28.12.2017) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Закон № 79-ФЗ).

 В ч. 1 ст. 57  установлено, что основанием дисциплинарной ответственности служащего является дисциплинарный проступок, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим возложенных на него служебных обязанностей. Неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей должно иметь место по вине служащего. Дисциплинарный проступок может повлечь применение представителем нанимателя одного из дисциплинарных взысканий: замечания, выговора, предупреждения о неполном должностном соответствии, увольнения по основаниям, установленным п. 2 п.п. «а» ст. 37 Закона № 79-ФЗ. Применение дисциплинарного взыскания является и правом представителя нанимателя, а не его обязанностью.

Особенности порядка применения дисциплинарных взысканий за совершение коррупционных проступков установлены ст. 59.3 Закона № 79-ФЗ. В соответствии с ч. 1 ст.59.3 Закона № 79-ФЗ взыскания применяются представителем   нанимателя по результатам проверки, проведенной подразделением кадровой службы по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по урегулированию конфликтов интересов, то в соответствии с рекомендациями комиссии.     

 Проверочные мероприятия проводятся согласно Указам Президента РФ от 21.09.2009 № 1065 (в ред. от 19.09.2017) «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению» и от 01.07.2010 № 821 (в ред. от 19.09.2017) «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов». Необходимо обратить внимание на установленные законодателем сроки привлечения к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционного правонарушения.

Согласно ч. 3 ст. 59.3 Закона № 79-ФЗ взыскания применяются не позднее одного месяца со дня поступления информации о совершении коррупционного правонарушения (не считая периодов, указанных в рассматриваемой норме, а также времени проведения проверки и рассмотрения ее материалов комиссией по урегулированию конфликтов интересов) и при этом взыскание должно быть применено не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении коррупционного правонарушения. По общему правилу дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения и не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - позднее двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка.

По общему правилу дисциплинарное взыскание за коррупционное правонарушение считается снятым по истечении одного года со дня применения взыскания, если не имели место иные дисциплинарные взыскания как за коррупционные проступки, так и за иные дисциплинарные проступки, однако исключением является увольнение в связи с утратой доверия. В соответствии с ч. 3 ст. 59.2 Закона № 79-ФЗ, ст. 15 Закона № 273-ФЗ сведения о применении к лицу взыскания в виде увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, подлежат включению в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия (далее - реестр), сроком на пять лет с момента принятия акта, явившегося основанием для включения в реестр.

 

     Помощник прокурора                                            И.Илюхина