В Медовый Спас не всем пчеловодам сладко 437 просмотров

14.08.2019 | Новомосковск | Общество | Еда | Новомосковская правда

Еще в июле на одном из личных приемов жителей  губернатор  Алексей Дюмин подчеркнул серьезную проблему: и к нему лично, и в профильные ведомства обращаются пчеловоды - пчелы массово гибнут из-за обработки полей пестицидами, люди просят помочь.

Заметим, что массовая гибель пчел произошла в этом году более чем в 30 регионах страны, точно так же -  после обработки полей пестицидами.  Пропали миллионы пчел. Пасечники терпят убытки, эксперты ждут повышения цен на мед.

Алексей Дюмин рассмотрел обращения заявителей из трех районов области: Каменского, Веневского и Богородицкого. В правительство региона поступило более 100 таких жалоб от пчеловодов.

Сильное воздействие новых препаратов отмечают и новомосковские пчеловоды, пасеки которых, к счастью, не пострадали.

Нормальную обстановку на пасеке отмечает и наш земляк Александр БОГАЧЕВ, пчеловод с более чем 20-летним стажем:

- Наши ульи сейчас расположилась в Веневском районе. К счастью, именно нашу пасеку не затронула обработка полей, на которую жалуются люди. И у нас там находится только часть все         й пасеки. У нас ведь пчеловодство - это большое семейное дело, заняты в нем родственники. В течение лета мы постоянно переезжаем. Часть  пчелосемей вывозим на гречишный мед, часть – на цветочный, часть – на липовый мед в разные районы.  Все  лето бываем  и в Веневском, и в Кимовском, и в Тепло-Огаревском районах. Нам известно о том, что случилось у наших коллег. В моей практике года три назад было, что при обработке полей уничтожилась вся лётная пчела. Пришлось тогда восстанавливать дело, конечно, это был убыток для нас. Что же  касается нынешнего года... Мы давно сотрудничаем с такими хозяйствами - в том числе в  Веневском районе с агрокомпанией «Наследие Толстого», - которые  вовремя предупреждают   нас об обработке полей. Нас это устраивает.

Еще один опытный новомосковский пчеловод  Дмитрий НИКУЛЬШИН подробно прокомментировал происходящее:

- Вообще проблема гибели пчел при обработке полей стоит повсеместно. Я знаю людей, у которых пасеки в такой ситуации погибли. У нас обошлось, потому  что увозили пчел на территорию хозяйства такого руководителя, который обрабатывает поля не теми сильнодействующими ядами, которые сейчас стали применять.  На этом рынке появилось  очень сильнодействующее вещество, первого класса опасности, которое вред наносит не только  пчелам, насекомым, но и животным, даже человек может пострадать, как пишут на форумах в Сети. Опять же это может быть субъективная оценка лично меня и тех людей, с кем мы кочуем пасеками вместе - а мы уезжаем в Киреевский район, и нас беда не коснулась.  В этом году, подчеркну, не коснулось, но в любой момент такое может произойти.

По мнению пчеловода, происходит все так даже при том, что некоторые хозяйства якобы соблюдают требование о предупреждении пчеловодов. Однако делается это очень «размыто», потому что могут написать: «Будьте осторожны!   С мая по сентябрь будет проводиться обработка полей». В «Заре», где стоят пасеки Никульшина и его товарищей, даже в магазине на двери  висит объявление, что с такого-то по такое число будет проводиться обработка.

- Но, по  крайней мере, пока там не применяют те сильнодействующие вещества, о которых я сказал, - продолжил пчеловод. -  У них средства не такого высокого класса опасности. Но  у некоторых моих знакомых, правда, пчелы тоже пострадали, но не настолько массово. Я  читал в интернете, как происходит это сейчас по всей стране.

Какие пестициды убили пчел - вопрос уместен. Сегодня эти вещества производятся за рубежом, а фасуют их у нас. Реальный рынок этих препаратов дикий, анализируют специалисты на уровне федерации. Плюс исчез научный подход в применении средств защиты растений.  Один только рапс порой обрабатывается за сезон от четырех до шести раз. А вредители с каждым разом становятся устойчивее, и каждый раз действительно  приходится  употреблять всё более агрессивные инсектициды.

На новомосковской земле такой беды пока не случилось. Но практически все наши пчеловоды, как и приведенные в примерах Никульшин и Богачев,   тоже кочуют со своими пасеками в другие районы – туда, где растет  много медоносов. Ситуация всем им хорошо знакома, и люди постоянно опасаются попасть своими пчелосемьями под пестицидное облако.

Что же намерены предпринять в области по следам обращений пострадавших пчеловодов?

Заместитель председателя правительства – министр сельского хозяйства Тульской области Дмитрий Миляев озвучил, что все случаи гибели пчел зафиксированы Комитетом ветеринарии, составлены подтверждающие акты. Управлением Роспотребнадзора проводятся проверки по соблюдению правил применения пестицидов сельскохозяйственными предприятиями. В то же время руководитель регионального управления Роспотребнадзора Александр Ломовцев отметил, что ряд предприятий уже привлечены к административной ответственности за нарушение правил.

А еще Дмитрий Миляев сообщил также, что по поручению Алексея Дюмина, проработан вопрос оказания финансовой поддержки пчеловодам в связи с возникшей ситуацией за счет средств областного бюджета. По его словам, выплаты будут произведены в текущем году.

Министр предложил принять и ряд мер, направленных на развитие отрасли пчеловодства. В частности, ввести на постоянной основе меры финансовой поддержки отрасли, принять региональный закон о пчеловодстве.

Губернатор  поддержал представленные предложения и рекомендовал главам администраций районов обеспечить эффективное взаимодействие между сельскохозяйственными производителями и пчеловодами, назначить лиц, ответственных за организацию такого взаимодействия, а также рассмотреть возможность выделения земельных участков пчеловодам для выращивания медоносных культур.

Помимо этого, Алексей Дюмин отметил необходимость усиления мер ответственности за нарушения правил применения пестицидов и ядохимикатов. «Важно не только сделать выводы из ситуации, но и принять все меры для того, чтобы подобное не повторилось в последующие годы», - сказал Алексей Дюмин.

Это правильно, если посмотреть, какой удар отравление пчел наносит пчеловодству. Он огромен! Ведь для многих пасека - это средство существования в сельской местности. Чтобы возродить павшую пасеку, надо много средств и сил. Плюс нет гарантий, что ситуация не повторится в следующем году. А многие просто не смогут подняться в связи с отсутствием средств.

Есть и еще один фактор: кто из нас, потребителей, хочет покупать отравленный мед?

Но, уверяют рыночные аналитики, дефицита меда у нас  не будет. Просто может не быть в достатке нашего российского, тульского,  вкусного, душистого, полезного меда. К сожалению, пробел в продаже  может восполнить фальсифицированный, не очень качественный сладкий продукт. И не исключено, что кто-то воспользуется ситуацией, и мед подорожает. Пока, правда, такого на рынке продаж не отмечается.

Сегодня  приходится только сочувствовать беде пострадавших пчеловодов, но надо сделать  и вывод на будущее. К примеру, каждый хозяин пасеки должен знать нормативные правовые акты, определяющие порядок действий в случае отравления пчел. Нужно смело пользоваться юридической поддержкой и защитой своего дела. Строгое соблюдение требований нормативных правовых актов в подобных случаях — гарантия успешного разрешения спора в суде в пользу пчеловода.

Вот и губернатор обратился к прокуратуре Тульской области с просьбой держать ситуацию на особом контроле.

Нина ЩЕРБАТЫХ