Ирина, помнящая родство 332 просмотра

Разговаривать с увлеченными людьми всегда интересно. Гость редакции Ирина ЕРМАКОВА – одна из таких людей. Ее увлечение – генеалогия, сначала семейная, но теперь информации накопилось столько, что Ирина уже стала настоящим историком родного края. Своими знаниями она готова делиться с нашими читателями в дальнейшем, но и нынешний разговор получился интересным.

— Расскажите немного о себе.

— Я родилась в поселке Дубовка Узловского района. Позже семья переехала в Арсеньевский район. Получилось так, что я и мой брат нашли свои вторые половинки в Узловой и мы вернулись туда, откуда пришли. Но сначала я закончила педагогический колледж по специальности «детский педагог-психолог» и университет имени Льва Толстого по специальности «педагогика и психология». Работать по специальности не стала по причине небольшой зарплаты, работу нашла в офисе. А после встретила будущего мужа и переехала в Узловую. Сейчас работаю на Узловском молочном комбинате менеджером по подбору персонала, в том числе выполняю функции редактора. В данный момент нахожусь в декретном отпуске, ребенку в декабре будет полтора года.

— Помните, с чего началось ваше увлечение генеалогией?

— Давно была мысль найти семейные корни. Меня зацепила фраза моего папы о том, что его отец рассказывал о своих предках – казаках. Я очень удивилась, потому что мне казалось, что казачество и Тула – два несовместимых понятия. Я не верила в успех дела, но нашла книгу автора Лепехина, который много пишет о казаках, и узнала, что практически вся Тульская область – это потомки казаков. К своему стыду, я этого не знала и только сейчас восполнила этот пробел. В книге я нашла упоминание фамилии моего деда – Аносов, а потом нашла упоминание о других казаках с этой фамилией. А помог мне один добрый человек, который поделился со мной ревизскими сказками (документы, отражающие результаты проведения ревизий податного населения Российской империи в XVIII — 1-й половине XIX вв., проводившихся с целью подушного налогового обложения населения — ред.) по Белевскому уезду. И оказалось, что действительно, мой дед – потомок казаков Белевской заставы.

— Ирина, и вы продолжили свои поиски?

— Для меня недостаточно было найти корни только по одной линии, я решила установить по всем. По Тульской области я ищу сама, но у меня есть еще корни из Нижнего Новгорода и Тамбова. С Нижним Новгородом мне повезло:  через соцсеть нашла женщину, которой прадед моего прадеда тоже предок. Я заразила собеседницу своим интересом, и теперь мы вместе ищем. Она помогает мне получать сведения из Нижегородского архива. Мы продвинулись уже очень далеко. Что касается Тамбова, то там люди помогают мне за небольшую плату.

Когда у меня родился сын, я решила написать свою семейную книгу и начала заниматься родом мужа. Его род идет из Воловского и ныне Новомосковского районов. Потихонечку я восстанавливаю эти корни. В среднем это десять поколений вместе с нашим сыном. А когда он немного подрастет, я поеду в Москву, в архив, где хранятся сведения до 1719 года. Отдельно я собираю сведения о предках своих и мужа, принимавших участие в Великой Отечественной войне. Хочу сохранить эти знания для своего сына. Потому что, когда он вырастит, к сожалению, он уже не застанет живых представителей того поколения. Хочу, чтобы он знал нашу историю на примерах своих прадедов и прапрадедов.

— Насколько далеко вам удалось продвинуться в ваших поисках?

— Сейчас я на разных стадиях изучения. Род Аносовых восстановила до 1719 года, сейчас оформляю эти материалы. Некоторые ветки только начала искать. За то время, как я занимаюсь семейной историей, познакомилась со многими увлекающимися генеалогией людьми, с ними очень интересно общаться. Они мне помогают решать даже не имеющие к ним отношения вопросы. Я тоже стараюсь по мере сил вносить свою лепту и помогать другим. Плюс, очень хорошо стала разбираться в истории России, восстановила свой пробел, касающийся советского времени. Я собираю материал о своих предках, не только содержащий имена и фамилии, но и в каких условиях они жили. Очень много узнала  о быте крестьян, их жизненном укладе.

— Вы по крупицам собираете информацию, и, наверное, встречалось что-то любопытное и необычное?

— Узнала очень много интересных фактов. Например, увидела запись, что у моего предка приемный сын. А потом выяснилось, что, когда мужчину забирали в рекруты, дети, которые рождались у женщины после этого, записывались как незаконнорожденные, даже если они были и его. Много я читала про однодворцев (социальный класс, возникший при расширении на юг Московского государства и состоявший из военизированных земледельцев, живших на окраинах Московского государства и обязанных нести охрану пограничья – ред.). Это как раз потомки казаков. После того как Петр I расказачил население Тульской губернии, бывшие казаки стали однодворцами. Это были свободные люди, которые даже могли иметь крепостных крестьян. Очень интересно узнавать про их быт. Они и помещичьи крестьяне жили совершенно по-разному. Однодворцы считали себя выше, даже одевались и причесывались по-другому. Не знаю, как везде, но в Богородицком уезде однодворцев называли индюками. До сих пор в одной из деревень, в которой осталось всего пять домов, жители гордятся тем, что они потомки не крепостных, а вольных крестьян.

— Скажите, любой человек, заинтересовавшийся историей своего рода, сможет заняться поиском нужной информации? Это не очень сложно?

— Нужные сведения можно найти в архиве, причем бесплатно. Есть метрические церковные книги, из которых можно многое узнать. Например, есть запись о регистрации брака. Там будет написано, откуда жених, сколько ему лет, кто у него родители, то же самое — о невесте. И будет запись о свидетелях, а они, как правило, были родственниками. По этим книгам можно даже установить время возникновения фамилии и кто был родоначальником этой фамилии. Интересно было узнавать, например, о таких случаях, когда фамилия произошла не от имени, а от клички. Еще хорошие источники информации – метрические книги и ревизские сказки. Каждый человек, при желании, может сам и бесплатно искать в архиве нужную ему информацию. Конечно, времени на поиск информации уходит много. Но, когда находишь что-то новое, это окрыляет. Включается жадность (улыбается – авт.).

— Удачи вам в поисках и до новых встреч на страницах газеты