Меры прокурорского реагирования на нарушения законов о противодействии коррупции 766 просмотров

18.02.2020 | Новомосковск | Общество | Экономика | Тульская транспортная прокуратура

К мерам прокурорского реагирования на нарушения законов о противодействии коррупции в соответствии с Законом о прокуратуре относят требование прокурора об изменении нормативного правового акта, содержащего коррупциогенные факторы, с предложением способа устранения выявленных коррупциогенных факторов, представление, постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предостережение о недопустимости нарушения законов, постановление о направлении материалов для решения вопроса об уголовном преследовании, иск (заявление) в суд (арбитражный суд), информация о состоянии законности. Как сообщила помощник Тульского транспортного прокурора Ирина Илюхина, акты прокурорского реагирования применяются только по результатам прокурорской проверки и должны отвечать требованиям законности, обоснованности, результативности, обеспечивать восстановление законности.

Согласно п. 16 Приказа Генерального прокурора РФ от 7 декабря 2007 № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» прокурор в документах прокурорского реагирования излагает правовую сущность, а также негативные последствия нарушений закона, причины и условия, которые этому способствовали, ставит вопрос об их устранении и ответственности виновных лиц; принимает участие в рассмотрении внесенных актов прокурорского реагирования; контролирует фактическое устранение нарушений законов.

Протест на незаконный правовой акт приносится в порядке ст. 23 Закона о прокуратуре. При выявлении в нормативных правовых актах противоречий актам высшей юридической силы, которые предоставляют правоприменителю возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае, они расцениваются по признаку нормативной коллизии как коррупциогенные факторы. В этой ситуации на нормативный правовой акт прокурор приносит протест. Протест приносится также в случае, если, помимо выявленного противоречия, документ содержит и иные коррупциогенные факторы, не относящиеся к категории нормативной коллизии.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 17 июля 2009 № 172-ФЗ при выявлении в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов прокурор вносит в орган, организацию или должностному лицу, которые издали этот акт, указанное требование (о внесении изменений в нормативный правовой акт, об отмене нормативного правового акта (или его отдельных норм), о разработке и принятии иного нормативного правового акта, устраняющего коррупциогенный фактор) либо обращается с соответствующим заявлением в суд. Требование подлежит обязательному рассмотрению органом, организацией или должностным лицом не позднее чем в десятидневный срок со дня его поступления. Требование, направленное в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Федерации или в представительный орган местного самоуправления, подлежит обязательному рассмотрению на ближайшем заседании соответствующего органа. О результатах рассмотрения требования должно быть незамедлительно сообщено прокурору, внесшему требование.

Представление об устранении нарушений закона (на действия (бездействие) поднадзорных органов и их должностных лиц) вносится в порядке ст. 24 Закона о прокуратуре. Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

При принятии мер прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона, связанные с достоверностью и полнотой представленных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, наряду с правильной квалификацией и наличием основания для принятия соответствующих мер необходимо учитывать положения ст. 193 Трудового кодекса РФ, устанавливающие сроки и порядок привлечения к дисциплинарной ответственности.

Действующим законодательством определены сроки представления соответствующих сведений. Днем совершения нарушения закона, выражающегося в представлении неполных (недостоверных) сведений либо их непредставлении, будет день, следующий после окончания установленного законом срока.

Кроме того, привлечение к дисциплинарной ответственности с учетом норм действующего законодательства не допускается без проведения проверки в отношении лица, совершившего нарушение.

Постановление о возбуждении производства об административном правонарушении выносится согласно ст. 25 Закона о прокуратуре, ст.ст. 24.6, 28.4, 25.11 КоАП РФ. КоАП устанавливает административную ответственность юридических лиц за совершение коррупционных правонарушений, предусмотренных ст.ст. 19.28, 19.29 КоАП.

 

 

   Помощник прокурора                                              И.Илюхина